Манифест Реактивных Систем

Glossary

Асинхронность

Слово «асинхронный» означает «не совпадающий с чем-либо во времени; неодномоментный, неодновременный» и характеризует процессы, не совпадающие во времени. В контексте данного манифеста под этим словом подразумевается, что обработка запроса, переданного от клиента к сервису, выполняется в произвольные моменты времени. Клиент не может напрямую следить за выполнением внутри сервиса и синхронизироваться с ним. Это противоположность синхронной обработки, при которой клиент возобновляет собственную работу только после того, как сервис обработает запрос.

Обратное давление

Когда один компонент перегружен запросами, система в целом должна на это разумно отреагировать. Нельзя допустить, чтобы нагруженный компонент полностью вышел из строя или начал отклонять произвольные сообщения. Так как компонент перегружен и не может отказать в обслуживании ему следует сообщить о своем состоянии компонентам более высокого уровня, чтобы те снизили нагрузку. Обратное давление является важным механизмом обратной связи, с помощью которого система может адекватно отреагировать на нагрузку вместо того, чтобы обрушиться. Обратное давление может передаваться вверх по иерархии вплоть до самого пользователя. В этом случае может пострадать доступность, но взамен мы получим гарантию того, что система останется устойчивой и предоставит информацию, которая даст возможность ей выделить дополнительные ресурсы и распределить нагрузку (см. «Гибкость»).

Пакетирование

Современные компьютеры оптимизированы для многократного выполнения одной и той же задачи: кэширование инструкций и предсказание ветвлений повышают скорость вычислений при неизменной тактовой частоте. Это означает, что последовательное выполнение множества разных действий на одном и том же ядре процессора не позволит добиться максимальной производительности: по возможности программу следует структурировать так, чтобы она реже переключалась между разными задачами. Это может быть как пакетная обработка данных, так и выполнение разных этапов вычисления в отдельных аппаратных потоках.

То же самое относится к применению внешних ресурсов, требующих синхронизации и координации. Пропускная способность ввода/вывода, обеспечиваемая устройствами постоянного хранения данных, может кардинально улучшиться, если команды в него поступают из единого потока, следовательно, с одного и того же ядра, а не параллельно со всех ядер сразу. Использование единой точки входа имеет дополнительное преимущество: можно записывать операции и подстраивать их под оптимальную модель доступа к устройству (современные накопители лучше работают с последовательным доступом, чем с произвольным).

Кроме того, пакетирование дает возможность распределять затраты, связанные с такими ресурсоемкими операциями, как ввод/вывод или интенсивные вычисления. К примеру, упаковка нескольких элементов данных в один сетевой пакет или дисковый блок повышает эффективность и снижает нагрузку.

Компонент

Термин употребляется в смысле модульной программной архитектуры, идея которой не нова (см. статью Парнаса, (1972)). Мы используем термин «компонент» делая ударение на его границах — это означает, что каждый компонент является самодостаточным, инкапсулированным и изолированным от других компонентов. Это в первую очередь относится к характеристикам системы на этапе ее выполнения, но те же понятия обычно отражены и в исходном коде ее модульной структуры. Разные компоненты могут применять один и тот же модуль для выполнения общих задач, но в этом случае программный код, который определяет высокоуровневое поведение каждого компонента, сам по себе выступает как отдельный модуль. Часто границы компонентов тесно связаны с ограниченными контекстами предметной области. Это означает, что архитектура системы, как правило, является отражением предметной области, поэтому может легко эволюционировать, сохраняя изоляцию. Протоколы обмена сообщениями обеспечивают естественную связь и коммуникационную прослойку между ограниченными контекстами (компонентами).

Делегирование

Асинхронное делегирование задачи другому компоненту означает, что она будет выполнена в другом контексте. Этот делегированный контекст может по-своему обрабатывать ошибки и находиться, например, в другом потоке, процессоре или сетевом узле. Целью делегирования является передача ответственности за выполнение задачи другому компоненту, чтобы текущий компонент в это время мог заняться другими вычислениями или, скажем, отслеживать статус делегированной задачи, если та требует дополнительных действий, таких как обработка сбоев или оповещение о состоянии выполнения.

Гибкость (в сравнении с масштабируемостью)

Гибкость означает, что пропускная способность системы автоматически повышается и понижается путем добавления или удаления ресурсов в ответ на колебания нагрузки. Система должна быть масштабируемой, чтобы использовать преимущества динамического выделения и очистки ресурсов на этапе выполнения. Таким образом, гибкость основана на масштабируемости и расширяет ее за счет автоматического управления ресурсами.

Отказ (в сравнении с ошибкой)

Отказ — это непредсказуемое событие, произошедшее внутри сервиса, которое не дает ему продолжить работу в нормальном режиме. Отказ обычно делает невозможным возвращение ответа на текущий и, возможно, все последующие клиентские запросы. Для сравнения: ошибка является ожидаемым событием, предусмотренным в исходном коде. Например, ошибка, обнаруженная во время проверки ввода, будет возвращена клиенту в рамках штатной обработки сообщения. Отказ нельзя предугадать, он требует отдельного вмешательства, чтобы система смогла продолжить работу в прежнем режиме. Это не означает, что любые отказы становятся фатальными, однако они вынуждают систему ограничить свою функциональность. Ошибки являются ожидаемой частью нормальной работы и обрабатываются незамедлительно, после чего система продолжает функционировать на том же уровне, что и раньше.

Примерами отказов могут служить аппаратные неполадки, принудительное завершение процесса из-за недостатка ресурсов и программные дефекты, которые приводят к повреждению внутреннего состояния.

Изоляция (и сдерживание)

Изоляцию можно определить как разделение во времени и пространстве. Разделение во времени означает, что отправитель и получатель могут иметь независимые жизненные циклы — их одновременное присутствие не является обязательным условием взаимодействия. Это становится возможным благодаря асинхронным границам между компонентами и общению посредством обмена сообщениями. Разделение в пространстве (или прозрачность размещения) означает, что отправитель и получатель не обязаны работать внутри одного процесса — они могут находиться там, где их присутствие будет наиболее эффективным. При этом их местоположение может меняться на протяжении одного жизненного цикла приложения.

Настоящая изоляция не ограничивается идеeй инкапсуляции, которую можно найти в большинстве объектно-ориентированных языков, обеспечивая также сдерживание и разделение:

  • Состояние и поведение — разделение делает возможной архитектуру без общих ресурсов и минимизирует расходы на обеспечение конкурентности и согласованности в соответствии с общим законом масштабируемости);
  • Отказы — делает возможными перехват отказов, оповещение о них и управление ими с высоким уровнем детализации, не позволяя им распространяться на другие компоненты.

Строгая изоляция между компонентами основана на взаимодействии поверх четко определенных протоколов и позволяет добиться слабой связанности, что делает систему более понятной и пригодной для расширения, тестирования и адаптации.

Прозрачность размещения

Гибкие системы должны быть адаптивными и постоянно реагировать на изменения нагрузки, эффективно масштабируясь. Эта задача становится куда проще, если помнить, что мы имеем дело с распределенными вычислениями. Этот подход работает как в случае если система функционирует на одном компьютере с несколькими отдельными процессорами, общающимися через QPI-соединение, так и при использовании кластера узлов с независимыми серверами, взаимодействующими по сети. Если принять это во внимание, становится очевидно, что между вертикальным (многоядерным) и горизонтальным (кластерным) масштабированием нет принципиальной разницы.

Если все компоненты поддерживают мобильность, а локальное взаимодействие является лишь оптимизацией, это означает, что у нас отсутствуют заранее определенные статическая топология системы и модель развертывания. Мы можем оставить это решение системным администраторам или вынести на этап выполнения, что позволит системе адаптироваться и оптимизировать свою работу в зависимости от того, как ее используют.

Такое разделение в пространстве (см. определение изоляции), основанное на асинхронном обмене сообщениями, и отделение экземпляров выполнения от их ссылок — это то, что мы называем прозрачностью размещения. Данное понятие часто путают с прозрачными распределенными вычислениями, хотя на самом деле оно имеет противоположный смысл: мы принимаем свойства сети, включая такие ее ограничения, как частичный отказ, разделение, потеря сообщений, а также тот факт, что она асинхронна по своей сути и основана на обмене запросами и ответами, и делаем эти аспекты неотъемлемой частью нашей модели программирования, вместо того чтобы пытаться эмулировать локальный вызов методов в рамках сети, как это делается в RPC, XA и т.д. Наш взгляд на прозрачность размещения полностью согласуется с «Замечаниями о распределенных вычислениях» Джима Уалдо и его коллег.

Обмен сообщениями (в сравнении с событийной моделью)

Сообщение — это элемент данных, отправленный конкретному получателю. Событие — это сигнал, сгенерированный компонентом при достижении заданного состояния. В системе, основанной на обмене сообщениями, принимающая сторона ожидает появления запросов и реа­гирует на них, бездействуя в остальное время. В системе, основанной на событийной модели, мы подписываемся на уведомления из источников и вызываем в ответ на них определенные методы-слушатели. Из этого следует, что во главе событийной модели стоят источники, тогда как при обмене сообщениями основное внимание уделяется получателям. В качестве полезной нагрузки сообщение может нести в себе событие.

Система, основанная на событийной модели, усложняет достижение устойчивости, так как цепочки потребления событий являются непродолжительными по своей природе: когда обработка уже запущена, а слушатели зарегистрированы и готовы реагировать на результаты и выполнять их преобразование, успешные ответы и сбои обычно обрабатываются напрямую и в том или ином виде возвращаются исходному клиенту. В то же время обработка сбоев компонента, направленная на восстановление его нормальной работы, должна ориентироваться не на временные клиентские запросы, а на общую работоспособность этого компонента.

Отсутствие блокирования

В параллельном программировании алгоритм считается неблокирующим, если ресурс не защищен с помощью взаимного блокирования, которое способно останавливать выполнение конкурирующих потоков на неопределенное время. На практике это обычно выражается в виде API, который позволяет обращаться к ресурсу, если тот доступен, в противном случае он немедленно информирует вызывающую сторону о том, что доступ к ресурсу в данный момент невозможен или что операция была инициирована, но пока не завершилась. Неблокирующий API дает возможность вызывающей стороне выполнять другую работу, не ожидая освобождения ресурса. В дополнение к этому можно позволить клиенту подписываться на уведомления о доступности ресурса или завершении операции.

Протокол

Протокол определяет способ и этикет обмена сообщениями или их передачи между компонентами. Протоколы описываются в виде отношений между участниками обмена, собирательного состояния протокола и набора допустимых сообщений, которые позволено отправлять. Таким образом, протокол определяет, какие сообщения один участник может послать другому в тот или иной момент. Протоколы можно разделять по форме обмена. Наиболее распространенными вариантами являются «запрос — ответ», «повторный запрос — ответ» (как в HTTP), «издатель — подписчик» и «поток» (с активным или пассивным извлечением).

По сравнению с локальными программными интерфейсами протокол является более универсальным, так как может поддерживать больше двух участников и предусматривать изменение состояния обмена сообщениями, а интерфейс описывает лишь отдельно взятые примеры взаимодействия между вызывающей и отвечающей сторонами.

Необходимо отметить, что согласно нашему определению протокол описывает только сообщения, которые можно отправлять, но не сам способ отправки: кодирование, декодирование (то есть кодеки) и транспортные механизмы являются лишь аспектами реализации, которые не касаются компонентов, использующих протокол.

Репликация

Исполнение компонента одновременно в разных местах называется репликацией. Под этим можно понимать выполнение в разных потоках или пулах потоков, процессах, сетевых узлах или вычислительных центрах. Репликация обеспечивает масштабируемость, то есть распределение входящей нагрузки между несколькими экземплярами компонента, или устойчивость, то есть репликацию входящей нагрузки между разными узлами, которые параллельно обрабатывают одни и те же запросы. Эти методики можно задействовать вместе, например, сделав так, чтобы все транзакции, относящиеся к определенному пользователю компонента, выполнялись двумя узлами, а общее количество узлов при этом колебалось вместе с входящей нагрузкой (см. «Гибкость в сравнении с масштабируемостью»).

В случае репликации компонент, имеющих состояние, необходимо следить за синхронизацией данных между репликами. В противном случае клиенты этого компонента будут вынуждены знать о схеме репликации, что в свою очередь нарушит принцип инкапсуляции.

Выбор схемы синхронизации по своей сути является компромиссом между согласованностью и доступностью. В рамках этого компромисса идеальная доступность может быть достигнута только в том случае, если разные реплики смогут иметь разные состояния в течение ограниченного временного интервала (согласованность в конечном счёте). Идеальная согласованность же требует от всех реплик эффективного распространения изменений своего состояние через блокирующие действия. Между этими двумя крайностями лежит спектр возможных решений, из которых каждый компонент должен выбрать то, которое лучше других соответствует его требованиям.

Ресурс

Все, что требуется компоненту для выполнения его функций, является ресурсом, который должен выделяться в соответствии с его потребностями. Это относится к процессорному времени, оперативной памяти, постоянному хранилищу, пропускной способности сети, памяти, кэшам процессора, межсокетным процессорным каналам, надежным таймерам, сервисам планирования, разнообразным устройствам ввода/вывода, внешним сервисам, таким как базы данных или сетевые файловые системы, и т.д. Любой из этих ресурсов, если он необходим, должен обладать гибкостью и устойчивостью, так как его нехватка не даст компоненту нормально функционировать.

Масштабируемость

Способность системы задействовать дополнительные вычислительные ресурсы для повышения производительности выражается в отношении прироста пропускной способности к увеличению ресурсов. У идеально масштабируемой системы оба этих показателя являются пропорциональными: двойное увеличение ресурсов удваивает пропускную способность. Масштабируемость системы обычно ограничена узкими местами или точками синхронизации (см. закон Амдала и общая модель масштабирования).

Система

Система предоставляет услуги своим пользователям или клиентам. Системы могут быть большими и маленькими, содержащими множество или всего несколько компонентов. Чтобы предоставить услуги, все компоненты работают сообща. Часто они поддерживают клиент-серверные отношения в рамках одной системы (например, когда клиентские компоненты зависят от серверных). Система обладает общей моделью устойчивости, то есть обрабатывает сбои внутри себя, делегируя их разным компонентам. К группам компонентов в рамках одной системы можно относиться как к подсистемам, если они изолированы друг от друга с точки зрения своих функций, ресурсов или режимов обработки сбоев.

Пользователь

Под этим термином мы понимаем любого потребителя услуги, это может быть человек или сервис.

↑ Back To Top

The Reactive Manifesto



The Oxford Dictionary defines asynchronous as “not existing or occurring at the same time”. In the context of this manifesto we mean that the processing of a request occurs at an arbitrary point in time, sometime after it has been transmitted from client to service. The client cannot directly observe, or synchronize with, the execution that occurs within the service. This is the antonym of synchronous processing which implies that the client only resumes its own execution once the service has processed the request.


When one component is struggling to keep-up, the system as a whole needs to respond in a sensible way. It is unacceptable for the component under stress to fail catastrophically or to drop messages in an uncontrolled fashion. Since it can’t cope and it can’t fail it should communicate the fact that it is under stress to upstream components and so get them to reduce the load. This back-pressure is an important feedback mechanism that allows systems to gracefully respond to load rather than collapse under it. The back-pressure may cascade all the way up to the user, at which point responsiveness may degrade, but this mechanism will ensure that the system is resilient under load, and will provide information that may allow the system itself to apply other resources to help distribute the load, see Elasticity.


Current computers are optimized for the repeated execution of the same task: instruction caches and branch prediction increase the number of instructions that can be processed per second while keeping the clock frequency unchanged. This means that giving different tasks to the same CPU core in rapid succession will not benefit from the full performance that could otherwise be achieved: if possible we should structure the program such that its execution alternates less frequently between different tasks. This can mean processing a set of data elements in batches, or it can mean performing different processing steps on dedicated hardware threads.

The same reasoning applies to the use of external resources that need synchronization and coordination. The I/O bandwidth offered by persistent storage devices can improve dramatically when issuing commands from a single thread (and thereby CPU core) instead of contending for bandwidth from all cores. Using a single entry point has the added advantage that operations can be reordered to better suit the optimal access patterns of the device (current storage devices perform better for linear than random access).

Additionally, batching provides the opportunity to share out the cost of expensive operations such as I/O or expensive computations. For example, packing multiple data items into the same network packet or disk block to increase efficiency and reduce utilisation.


What we are describing is a modular software architecture, which is a very old idea, see for example Parnas (1972). We are using the term “component” due to its proximity with compartment, which implies that each component is self-contained, encapsulated and isolated from other components. This notion applies foremost to the runtime characteristics of the system, but it will typically also be reflected in the source code’s module structure as well. While different components might make use of the same software modules to perform common tasks, the program code that defines the top-level behavior of each component is then a module of its own. Component boundaries are often closely aligned with Bounded Contexts in the problem domain. This means that the system design tends to reflect the problem domain and so is easy to evolve, while retaining isolation. Message protocols provide a natural mapping and communications layer between Bounded Contexts (components).


Delegating a task asynchronously to another component means that the execution of the task will take place in the context of that other component. This delegated context could entail running in a different error handling context, on a different thread, in a different process, or on a different network node, to name a few possibilities. The purpose of delegation is to hand over the processing responsibility of a task to another component so that the delegating component can perform other processing or optionally observe the progress of the delegated task in case additional action is required such as handling failure or reporting progress.

Elasticity (in contrast to Scalability)

Elasticity means that the throughput of a system scales up or down automatically to meet varying demand as resource is proportionally added or removed. The system needs to be scalable (see Scalability) to allow it to benefit from the dynamic addition, or removal, of resources at runtime. Elasticity therefore builds upon scalability and expands on it by adding the notion of automatic resource management.

Failure (in contrast to Error)

A failure is an unexpected event within a service that prevents it from continuing to function normally. A failure will generally prevent responses to the current, and possibly all following, client requests. This is in contrast with an error, which is an expected and coded-for condition—for example an error discovered during input validation, that will be communicated to the client as part of the normal processing of the message. Failures are unexpected and will require intervention before the system can resume at the same level of operation. This does not mean that failures are always fatal, rather that some capacity of the system will be reduced following a failure. Errors are an expected part of normal operations, are dealt with immediately and the system will continue to operate at the same capacity following an error.

Examples of failures are hardware malfunction, processes terminating due to fatal resource exhaustion, program defects that result in corrupted internal state.

Isolation (and Containment)

Isolation can be defined in terms of decoupling, both in time and space. Decoupling in time means that the sender and receiver can have independent life-cycles—they do not need to be present at the same time for communication to be possible. It is enabled by adding asynchronous boundaries between the components, communicating through message-passing. Decoupling in space (defined as Location Transparency) means that the sender and receiver do not have to run in the same process, but wherever the operations division or the runtime itself decides is most efficient—which might change during an application's lifetime.

True isolation goes beyond the notion of encapsulation found in most object-oriented languages and gives us compartmentalization and containment of:

  • State and behavior: it enables share-nothing designs and minimizes contention and coherence cost (as defined in the Universal Scalability Law);
  • Failures: it allows failures to be captured, signalled and managed at a fine-grained level instead of letting them cascade to other components.

Strong isolation between components is built on communication over well-defined protocols and enables loose coupling, leading to systems that are easier to understand, extend, test and evolve.

Location Transparency

Elastic systems need to be adaptive and continuously react to changes in demand, they need to gracefully and efficiently increase and decrease scale. One key insight that simplifies this problem immensely is to realize that we are all doing distributed computing. This is true whether we are running our systems on a single node (with multiple independent CPUs communicating over the QPI link) or on a cluster of nodes (with independent machines communicating over the network). Embracing this fact means that there is no conceptual difference between scaling vertically on multicore or horizontally on the cluster.

If all of our components support mobility, and local communication is just an optimization, then we do not have to define a static system topology and deployment model upfront. We can leave this decision to the operations personnel and the runtime, which can adapt and optimize the system depending on how it is used.

This decoupling in space (see the the definition for Isolation), enabled through asynchronous message-passing, and decoupling of the runtime instances from their references is what we call Location Transparency. Location Transparency is often mistaken for 'transparent distributed computing', while it is actually the opposite: we embrace the network and all its constraints—like partial failure, network splits, dropped messages, and its asynchronous and message-based nature—by making them first class in the programming model, instead of trying to emulate in-process method dispatch on the network (ala RPC, XA etc.). Our view of Location Transparency is in perfect agreement with A Note On Distributed Computing by Waldo et al.

Message-Driven (in contrast to Event-Driven)

A message is an item of data that is sent to a specific destination. An event is a signal emitted by a component upon reaching a given state. In a message-driven system addressable recipients await the arrival of messages and react to them, otherwise lying dormant. In an event-driven system notification listeners are attached to the sources of events such that they are invoked when the event is emitted. This means that an event-driven system focuses on addressable event sources while a message-driven system concentrates on addressable recipients. A message can contain an encoded event as its payload.

Resilience is more difficult to achieve in an event-driven system due to the short-lived nature of event consumption chains: when processing is set in motion and listeners are attached in order to react to and transform the result, these listeners typically handle success or failure directly and in the sense of reporting back to the original client. Responding to the failure of a component in order to restore its proper function, on the other hand, requires a treatment of these failures that is not tied to ephemeral client requests, but that responds to the overall component health state.


In concurrent programming an algorithm is considered non-blocking if threads competing for a resource do not have their execution indefinitely postponed by mutual exclusion protecting that resource. In practice this usually manifests as an API that allows access to the resource if it is available otherwise it immediately returns informing the caller that the resource is not currently available or that the operation has been initiated and not yet completed. A non-blocking API to a resource allows the caller the option to do other work rather than be blocked waiting on the resource to become available. This may be complemented by allowing the client of the resource to register for getting notified when the resource is available or the operation has completed.


A protocol defines the treatment and etiquette for the exchange or transmission of messages between components. Protocols are formulated as relations between the participants to the exchange, the accumulated state of the protocol and the allowed set of messages to be sent. This means that a protocol describes which messages a participant may send to another participant at any given point in time. Protocols can be classified by the shape of the exchange, some common classes are request–reply, repeated request–reply (as in HTTP), publish–subscribe, and stream (both push and pull).

In comparison to local programming interfaces a protocol is more generic since it can include more than two participants and it foresees a progression of the state of the message exchange; an interface only specifies one interaction at a time between the caller and the receiver.

It should be noted that a protocol as defined here just specifies which messages may be sent, but not how they are sent: encoding, decoding (i.e. codecs), and transport mechanisms are implementation details that are transparent to the components’ use of the protocol.


Executing a component simultaneously in different places is referred to as replication. This can mean executing on different threads or thread pools, processes, network nodes, or computing centers. Replication offers scalability, where the incoming workload is distributed across multiple instances of a component, or resilience, where the incoming workload is replicated to multiple instances which process the same requests in parallel. These approaches can be mixed, for example by ensuring that all transactions pertaining to a certain user of the component will be executed by two instances while the total number of instances varies with the incoming load, (see Elasticity).


Everything that a component relies upon to perform its function is a resource that must be provisioned according to the component’s needs. This includes CPU allocation, main memory and persistent storage as well as network bandwidth, main memory bandwidth, CPU caches, inter-socket CPU links, reliable timer and task scheduling services, other input and output devices, external services like databases or network file systems etc. The elasticity and resilience of all these resources must be considered, since the lack of a required resource will prevent the component from functioning when required.


The ability of a system to make use of more computing resources in order to increase its performance is measured by the ratio of throughput gain to resource increase. A perfectly scalable system is characterized by both numbers being proportional: a twofold allocation of resources will double the throughput. Scalability is typically limited by the introduction of bottlenecks or synchronization points within the system, leading to constrained scalability, see Amdahl’s Law and Gunther’s Universal Scalability Model.


A system provides services to its users or clients. Systems can be large or small, in which case they comprise many or just a few components. All components of a system collaborate to provide these services. In many cases the components are in a client–server relationship within the same system (consider for example front-end components relying upon back-end components). A system shares a common resilience model, by which we mean that failure of a component is handled within the system, delegated from one component to the other. It is useful to view groups of components within a system as subsystems if they are isolated from the rest of the system in their function, resources or failure modes.


We use this term informally to refer to any consumer of a service, be that a human or another service.

↑ Back To Top